Согласно «Йога-сутрам», йога состоит из восьми частей или ступеней, хотя в наше время путь к ней для многих проходит через работу с телом в асанах. По мере же развития практики йоги возникает необходимость изучения других ее частей.
Ступень 1. Яма.
Это нравственные ограничения, которые контролируют не только наши действия, но также речь и мысли. Яма, как таковая, трудно достижима и требует бдительности от йогина — человека, практикующего йогу. В «Йога-сутрах» перечислены пять аспектов ямы.
- Ахимса. Этот термин обычно переводится как «ненасилие» или «непричинение вреда». Он подразумевает сострадание и проявление уважения ко всему живому. Также распространяется на отношение к собственному телу в процессе практики. Чрезмерная нагрузка означает пренебрежение к телу и является формой дурного обращения. Уговаривайте и убеждайте свое тело, но, ни в коем случае не совершайте над ним насилия в позах.
- Сатья. Этот термин означает «правдивость». Он включает понятие правильного общения — честности в поведении, мыслях и намерениях. Перед выполнением сложной асаны важно дать объективную оценку своему состоянию на данный момент, чтобы не превысить своих возможностей. Поведение, соответствующее собственным убеждениям, может означать, что эколог откажется от работы в нефтяной корпорации, а вегетарианец — в мясной лавке.
- Астея. Означает «не укради» и распространяется на всякие проявления алчности. Соблюдение астеи не допускает меркантильного отношения к жизни и желания обладать вещами, которые нам не принадлежат, а также принуждения кого-то сделать или отдать что-либо против воли.
- Брахмачарья. Это понятие, зачастую, отождествляется с безбрачием. Многие духовные традиции используют безбрачие как средство отвлечения энергии от сексуальности и направление ее на духовный рост. Брахмачарью также можно понимать как сдерживание действий или стремлений, направленных на удовлетворение чувственных потребностей (отказ от потакания страстям, внимательный выбор сексуального партнера и уверенность в том, что сексуальное влечение является результатом любви, а не флирта или манипуляций). На более глубоком уровне брахмачарья подразумевает преданность и слияние с божественным.
- Апариграха. Данный аспект можно определить как отсутствие алчности или нестяжательство, поскольку он учит отделять истинные потребности от желаний или капризов. Тяга к обладанию материальными ценностями затрудняет достижение состояния непреходящего счастья, поскольку список желаний и требований постоянно растет. Лучше измерять успех тем, что вы из себя представляете, нежели тем, что вам принадлежит.
Ступень 2. Нияма
Означает «правило» или «закон» и подразумевает дисциплину в действиях, поведении и отношении к самому себе. Патанджали перечисляет пять ее аспектов:
- Шауча. «Чистота» или «чистоплотность», распространяется не только на тело и окружение, но также на питание и мысли.
- Сантоша. Предписывает удовлетворяться тем и ценить то, что имеем, и с легкостью относиться к тому, чего у нас нет.
- Тапас. Этот термин происходит от глаголов «сжигать» или «готовить». Он поощряет развитие решимости и энтузиазма как в практике йоги, так и в жизни. Как и другие аспекты, тапас требует дисциплины, самоконтроля и настойчивости.
- Свадхьяя. Ее суть заключается в изменении самого себя, приводящем к самопознанию. Подразумевает не только самопознание, но и постоянное изучение внешнего мира в рамках различных учебных программ и самостоятельно.
- Ишварапранидхана. Это проявление подразумевает признание существования всезнающего принципа. Данный аспект напоминает, что высшая сила находится как вовне, так и внутри нас ,а это знание наполняет жизнь смыслом.
Ступень 3. Асаны
Физические упражнения хатха-йоги. Однако целью асан является очищение тела и подготовка его к многочасовой медитации, необходимой для достижения самадхи (см.ниже).
Ступень 4. Пранаяма
Это контроль дыхания, направленный на выработку жизненной силы (праны) внутри.
Ступень 5. Пратьяхара
Означает направление чувств внутрь. Когда ум обретает контроль над чувствами, воздействие внешних отвлекающих факторов ослабевает и ум может обратиться внутрь.
Ступень 6. Дхарана
Подразумевает сосредоточение ума. Дхарана прокладывает путь к седьмой и восьмой ступеням йоги — дхьяне и самадхи.
Ступень 7. Дхъяна
Это медитативное состояние, когда ум сосредоточен на единственном объекте.
Ступень 8. Самадхи
Состояние озарения и соединения с Абсолютом, подобное трансу. Течение мыслей останавливается и йогин обретает контроль над умом.